КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Кафедра: Пропедевтика внутренних болезней №1, нефрология и гемодиализ
Предмет: Пропедевтика внутренних болезней
Факультет: Лечебный факультет №1
Курс: II
Семестр: IV
Часы отведенные по предмету: 120 часов
Лекция: 10 часов
Семинар: 50 часов
Самостоятельная работа: 60 часов
ЛЕКЦИИ
№ | Наименовании | Часы |
1 | Введение. История развития внутренней медицины. Национальные школы терапевтов. Определение предмета пропедевтики внутренних болезней. Цели и задачи. Понятие о семиотике (симптомы и синдромы). Врачебная деонтология. Методы клинического обследования больных. | 2 |
2 | Клинические и физикальные данные при уплотнении легких, бронхоспастическом синдроме, повышении воздушности легочной ткани, синдроме образования полости в легком, скопления воздуха или жидкости в плевральной полости. | 2
|
3 | Обследование больных с заболеваниями сердечно-сосудистой системы. Тоны и шумы сердца, органические и функциональные шумы. Основные клинические симптомы и синдромы: боль в области сердца, АГ, сердцебиение, одышка, отеки. Обследование и диагностика больных гипертонической болезнью, факторы риска, классификация. | 2 |
4 | Атеросклероз и его клинические проявления. ИБС. Стабильная и нестабильная стенокардия. Острый инфаркт миокарда. Лабораторная и инструментальная диагностика. | 2 |
5 | Исторические сведения об ЭКГ. Происхождение биопотенциалов. Генез зубцов и интервалов ЭКГ. Отведения ЭКГ. Нарушения функции автоматизма, возбудимости и проводимости. ЭКГ при стенокардии и инфаркте миокарда. | 2 |
Итого | 10 |
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ
№ | Наименование | часов | |
1 | Тема занятия | Порядок обследования больного. Схема истории болезни. Расспрос: паспортная часть, жалобы (основные и второстепенные), история настоящего заболевания (anamnesis morbi), история жизни больного (anamnesis vitae). Расспрос больных по схеме, сбор анамнеза с преподавателем. Пропаганда здорового образа жизни. Индекс массы тела. Лихорадка. Виды лихорадки. Температурные кривые. | 4 |
СРС | Национальные школы терапевтов. Деонтология основы общения. Температурные кривые. | 3 | |
Практические навыки | Знать схему истории болезни. | ||
2 | Тема занятия | Общий осмотр больного (общее состояние, сознание, положение, телосложение, конституция). Осмотр по частям тела: голова, лицо, уши, глаза, шея, кожные покровы, слизистые, подкожно-жировая клетчатка, мышцы, кости, суставы, лимфатические узлы. Осмотр больных с педагогом. | 4 |
СРС | Конституция и телосложение | 3 | |
Практические навыки | Осмотр больных | ||
3 | Тема занятия | Методы обследования больных с заболеваниями органов дыхания. Основные жалобы (кашель, кровохарканье, боль в грудной клетке, одышка инспираторная и экспираторная, удушье), анамнез заболевания и жизни. Тип, ритм, глубина и число дыханий. Осмотр и пальпация грудной клетки. Болезненные точки, эластичность грудной клетки, голосовое дрожание. Осмотр больных и написание фрагмента истории болезни. | 4 |
СРС | Анатомо-физиологические особенности органов дыхания. Дыхание в норме и патологии. | 3 | |
Практические навыки | Уметь определить ИМТ. Общий осмотр и осмотр по частям. | ||
4 | Тема занятия | Перкуссия легких. Сравнительная и топографическая перкуссия в норме и патологии (уплотнение, скопление жидкости и воздуха, полость). Верхушка легких (ширина, высота, поля Кренига), в норме и патологи. Экскурссия легких в норме и патологии. | 4
|
СРС | Границы легких в норме и патологии. Написать 10 тестов. | 3 | |
Практические навыки | Определить ЧД. Проводить осмотр и пальпацию грудной клетки. Овладеть техникой сравнительной и топографической перкуссии грудной клетки в норме и патологии. | ||
5 | Тема занятия | Аускультация легких: основные (везикулярное и бронхиальное дыхание) и побочные дыхательные шумы (сухие и влажные хрипы, крепитация, шум трения плевры). Диагностическое значение. | 4 |
СРС | Методы аускультации | 3 | |
Практические навыки | Овладеть техникой аускультации легких в норме и патологии. | ||
6 | Тема занятия | Бронхообструктивный синдром. Обследование и диагностика больных острым и хроническим бронхитом, ХОБЛ, бронхиальная астма, эмфизема легких. Функционально-инструментальные методы исследования больных с заболеваниями органов дыхания: оксигемометрия, пикфлоуметрия, спирометрия. Профилактика. Принцип терапии. Осмотр и разбор больных с педагогом. Бронхоскопия. Бронхография. КТ, МРТ. Чтение анализов мокроты, плевральной жидкости и рентгенограмм. Тестовый контроль. | 6
|
СРС | Показатели оксигемометрии и пикфлоуметрии в норме и патологии. Факторы риска развития бронхообструктивного синдрома. | 3 | |
Практические навыки | Интерпритация данных оксигемометрии, пикфлоуметрии, рентген исследований, КТ, МРТ бронхоскопии, бронхографии больных заболеваниями органов дыхания. | ||
Курация больных и написание истории болезни. | Вне занятия | ||
7 | Тема занятия | Синдром затемнения легких (уплотнения). Обследование и диагностика больных крупозной и очаговой пневмонией. Лабораторное исследование мокроты. Рентгенологическое исследование. Принцип терапии. Профилактика. Осмотр и разбор больных с педагогом. | 6
|
СРС | Написание 4 ситуационных задач по теме. | 3 | |
Практические навыки | Распрос и осмотр больных с затемнением в легких (крупозная и очаговая пневмония). Интерпритация анализов мокроты. | ||
8 | Тема занятия | Синдром скопления жидкости и воздуха в легких. Обследование и диагностика больных плевритом (сухой и экссудативный). Исследование плевральной жидкости. Гидроторакс и пневмоторакс. Синдром полости в легком. Обследование и диагностика больных нагноительными заболеваниями легких: бронхоэктатическая болезнь, абсцесс легких. Профилактика. Принцип терапии. Осмотр и разбор больных с педагогом. | 6
|
СРС | Презентация по теме занятия. Анализ плевральной жидкости в норме и патологии. | 3 | |
Практические навыки | Интерпритация анализов плевральной жидкости в норме и патологии. | ||
9 | Тема занятия | Регистрация ЭКГ. Нормальная ЭКГ в стандартных, усиленных и грудных отведениях. ЭКГ при гипертрофии предсердий и желудочков. Чтение ЭКГ. | 6
|
СРС | Проводящая система сердца. ЭКГ в стандартных, усиленных и грудных отведениях в норме. Алгоритм чтения ЭКГ. | 3 | |
Практические навыки | Уметь читать ЭКГ в норме и при гипертрофии предсердий и желудочков сердца. | ||
10 | Тема занятия | Аритмии и блокады. ЭКГ по Холтеру. ЭКГ при нарушении функции автоматизма, возбудимости и проводимости. Чтение ЭКГ. | 6 |
СРС | ЭКГ при предсердных и желудочковых экстрасистолах, пароксизмальной тахикардии. | 3 | |
Практические навыки | Уметь читать ЭКГ при аритмиях (экстрасистолиях, пароксизмальной тахикардии, блокадах). | ||
Итого | 50 |